Химическая безопасность по-европейски

Регламент Reach вносит изменения в европейское законодательство
«Химическая Безопасность» по – европейски

И.Г. Кукушкин, исполнительный директор РСХ, к.э.н.

Еще гремят фанфары Европейского Химического Агентства (ECHA) в честь успешной, по его мнению, первой фазы регистрации химических веществ по регламенту REACH, а Комиссия ЕС уже решила обратить внимание и на изменение законодательства о промышленной безопасности под названием «Директива Seveso II».

Не надо было быть провидцем или оракулом, чтобы заподозрить в европейском регламенте REACH предпосылки масштабных перестроек, как на региональных, так и на глобальных рынках, всего законодательства по вопросам безопасности товаров и услуг, основанных на понятии «химическая безопасность». Европейские граждане, сильно обеспокоенные данными прошлой химизации своего народного хозяйства, крупными авариями, использованием небезопасных продуктов, перенасыщением полей агрохимикатами, решительно настроены на уничтожении химической промышленности. Характерный пример – судьба атомной энергетики, уже дожившей свои последние годочки в Европе. Индустриальному лобби ЕС удается сдерживать «зеленых» лишь применяя передовые международные рекомендации, разработанные в недрах ООН, ОЭСР и МОТ.

И здесь большую роль для приемлемого функционирования химической промышленности на территории ЕС, мира и в последнее время России стала играть программа «Responsible care – Ответственная забота». Она основана на открытом диалоге отрасли и общества, использует ответственный подход к комплексной безопасности и объединяет в единую систему охрану труда, безопасность промышленную, экологическую, веществ и материалов, перевозки потенциально опасных грузов, логистики и многое другое. В России программу ведет Российский Союз предприятий и организаций химического комплекса (Российский Союз химиков, РСХ) и пытается развивать компетенцию среди предприятий и экспертов по темам:

  • Анализ пробелов законодательства
  • Разработка программ предотвращения крупных аварий
  • Создание систем и политики в области управления безопасностью производства
  • Анализ рисков аварий
  • Анализ рисков для окружающей среды
  • Исследование человеческих факторов
  • Обучение различным аспектам систем управления, безопасности и охраны окружающей среды

21 декабря 2010 года Европейская комиссия представила в ЕС проект законодательства в целях ужесточения правил по предотвращению крупных аварий, связанных с оборотом химических веществ и материалов. Оно подразумевает введение более строгих стандартов контроля и повышения уровня и качества информации, доступной для общественности в случае аварии на производстве. Новую директиву ЕС, заменяющую Seveso II, планируется ввести в Европе с 1 июня 2015 года.

Комиссар ЕС по окружающей среде Янеш Поточник (Janez Potočnik) заявил: «Директива Seveso II сыграла важную роль в снижении вероятности и последствий аварий на химических предприятиях, однако такие аварии все еще случаются в мире и зачастую имеют разрушительные последствия. Мы не можем идти на компромисс с безопасностью. Именно поэтому предлагаемые новые правила будут способствовать дальнейшему ужесточению законодательства в этой области и обеспечения необходимо высокого уровня защиты».

Директивой Seveso I (позже II), еще в 90-ых годах прошлого века предусматривалось создание межгосударственной системы сотрудничества и взаимодействия национальных законодательных и исполнительных органов власти в ЕС в сфере промышленной безопасности. Ее цель – выявление и учет риска крупных аварий на предприятиях на как можно более ранних стадиях - при проектировании производственных объектов и технологических процессов, а также при разработке соответствующих средств и методов защиты от аварий и планировании мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Стоит напомнить: директива Seveso II нацелена на предотвращение угроз крупных катастроф с участием опасных веществ и ограничение их последствий для живых организмов и окружающей среды. Эта директива обязательна для всех стран-членов ООН и ЕС, которые являются сторонами Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Основными требованиями Директивы являлось и является на настоящий момент:

  • выявление опасной промышленной деятельности;
  • декларирование безопасности;
  • планирование действий при аварии;
  • информирование населения о возможной чрезвычайной ситуации.

Принятие странами Европейского сообщества основных положений Seveso II, по мнению Еврокомиссии, позволило снизить уровень аварийности в развитых странах ЕС в 4-8 раз - от 400 аварий (в т. ч. 75 крупных) в 1983 году до 70 (в т. ч. 21 крупной) в 1989 году.

Новое законодательство ЕС направлено на предотвращение несчастных случаев при обороте опасных веществ и материалов и распространяется на около 10.000 промышленных предприятий ЕС. Предполагается многоуровневый подход, основанный на строгих правилах к управлению предприятием, имеющим крупнотоннажные производства.

В соответствии с Директивой, операторы на предприятиях, где присутствуют опасные вещества, должны способствовать предупреждению аварий и обязаны доводить информацию об инцидентах до всеобщего сведения.

Операторы "верхнего эшелона" должны подготовить отчет безопасности на основе системы управления безопасностью и внутреннего плана чрезвычайных мер.

Есть также обязательства органов государственной власти, связанные с внешним планом действий в чрезвычайных обстоятельствах, информированием общества и представителей власти о мерах безопасности, «эффектом домино», планированием землепользования и инспекций.

Изменения новой Директивы вызваны также принятием в ЕС Директивы CLP, расширивший регламент REACH, с целью гармонизации различных систем ЕС с Согласованной на Глобальном уровне Системы классификации и маркировке (СГС) ООН.

Также комиссары ЕС обратили внимание в новом документе на доступ общественности к информации о безопасности, участие в процессе принятия решений, юридическим вопросам, улучшения сбора информации, управления, доступ и обмен информации с участием заинтересованных сторон. Проект Директивы вводит более жесткие стандарты для инспекций объектов в целях обеспечения эффективного соблюдения и обеспечения правил безопасности.

Другие изменения носят технический характер модификаций, включая упрощения и сокращения ненужных административных расходов и основаны на совершенствовании текущих уровней защиты без существенного расширения расходов.

Следует обратить внимание, что ЕС опять побеспокоилась не только о себе, но и о всем мире, включая, разумеется, и Россию. Как данный документ затронет российский экспорт и бизнес пока судить преждевременно - текст еще не принят. Но можно с уверенностью предположить, что нагрузку на промышленность и ответственность они попробуют разделить с экспортерами со всего мира. Тогда логично заработают и регулирующие нормы, и административная ответственность в странах ЕС по выполнению регламента REACH.

Здесь будет уместным напомнить промышленности о программе «Responsible Care - Ответственная Забота». Заседание Комитета по реализации данной программы в России в декабре 2010 года показало всецелое понимание данных процессов в среде экспертов от промышленности, выявило пробелы (а кое-где и провалы) российского законодательства. Обсуждение выявило, что некоторые руководители предприятий не имеют достаточного представления о важности постоянного совершенствования безопасности промышленных объектов. Работа Комитета была посвящена ответу на вопрос: «Как заинтересовать топ-менеджмент предприятия внедрением рекомендаций, оговоренных в системах менеджмента?». Разрешение вопросов безопасности и построение систем управления безопасностью на предприятии – это, в первую очередь, экономический эффект, связанный со снижением уровня ошибок персонала (в том числе руководящего), уменьшение инцидентов, аварий, трагических случаев.

Принятие Директивы Seveso II и ее предшественницы, Seveso I, были вызваны крупной аварией на химическом заводе в Севезо, Италия, в 1976 году.

10 июля в 12 час. 40 мин. в г. Севезо из труб химического комбината «ICMESA», выпускающего различные химические вещества (в основном ароматические соединения), при взрыве рабочего котла произошёл выброс ядовитого облака, в котором было около двух килограммов диоксина, вызвав тотальное загрязнение 1500 га густонаселенной местности.

Причиной аварии стало нарушение технологического процесса, из-за чего в реакторе началась неконтролируемая реакция, повысились температура и давление, сработал предохранительный разрывной диск печи и началась утечка содержимого реактора в атмосферу, в том числе диоксина.

В ходе официального расследования особое внимание было уделено химическим и токсилогическим аспектам катастрофы, в то время как технологические вопросы (особенно химико-технологические) были фактически проигнорированы. В результате остались невыясненными истинные причины возникновения неконтролируемой реакции. Потребовались годы, чтобы понять возможный механизм протекания такой реакции. Использование сильно перегретого пара в системе обогрева привело к критическому нагреву верхнего слоя конечной смеси в реакторе до температуры, при которой начинается неконтролируемая реакция. Однако детальный механизм этого процесса и к настоящему времени до конца не изучен.

Утечка продолжалась в течение двух-трех минут, после чего образовалось белое облако, по форме напоминающее перевернутый конус. Облако стало распространяться по ветру на юго-восток, растянулось на расстояние приблизительно девять км, нависло над городом, областью Брианза и пятью муниципалитетами Ломбардского региона провинции Милан.

Сотни людей попали в больницы с отравлением. Севезо впоследствии был назван «итальянской Хиросимой». Это первый случай распространения диоксина на такой территории.

Авария в г. Севезо, связанная с поражением людей диоксином и заражением почвы, была самой крупной в мире. Все попытки удалить и окончательно захоронить яд до сих пор не привели к успеху. 200 тысяч тонн пахотной земли поднято и засыпано в мешки, но они до сих пор временно хранятся в бывшей школе г.Севезо вместе с трупами 81 тысячи животных. Эта катастрофа наглядно показала известную степень беспомощности науки, технологий, организаций, правительств и местных властей перед опасностями, связанными с индустриальной деятельностью человека.