Артем Шадрин обозначил позицию НАРК в Совете Федерации по вопросу подготовки ИТ-специалистов


20 апреля 2022 года в верхней палате Федерального собрания РФ прошла стратегическая сессия «Высшее образование как основа для формирования компетенций цифровой экономики», в работе которой принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Модератор дискуссии, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что целью стратегической сессии является подготовка рекомендаций по совершенствованию подходов в сфере высшего образования. Их дальнейшее обсуждение состоится на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, которое пройдет в конце апреля 2022 года.

Участники стратегической сессии обсудили следующие вопросы:

  • расширение регионального приема в вузы на ИТ-специальности;
  • привлечение профессоров, совмещающих работу в образовательной организации и в ИТ-компании;
  • эффективная организация ИТ-образования для студентов различных направлений подготовки и слушателей программ дополнительного образования (переподготовки);
  • ускорение прикладной подготовки через изменение структуры учебных планов;
  • обеспечение региональных вузов квалифицированными педагогическими кадрами;
  • взаимодействие вузов с работодателями;
  • мониторинг качества подготовки ИТ-кадров.

       Руководитель Национального агентства рассказало нескольких механизмах, обеспечивающих связь между образовательными учреждениями и рынком труда. Одним из них, отметил Шадрин, является совмещение государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификаций (НОК). Совместно с Минобрнауки России Национальное агентство реализует пилотный проект ГИА/НОК, в котором участвуют несколько десятков университетов, в том числе Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ – по специальностям цифровой экономики.

Вторым механизмом, который предполагает вовлечение работодателей в процесс подготовки студентов, является, по словам Артема Шадрина, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. «Сотни учебных программ уже прошли профессионально-общественную аккредитацию, что позволило университетам и колледжам получить рекомендации компаний по совершенствованию содержания этих программ», – сообщил руководитель Национального агентства.

     Также Артем Шадрин рассказал о реализации на вузовских площадках системы проектного обучения, создании совместных подразделений работодателей и университетов в форматах базовых кафедр, исследовательских центров, лабораторий и факультетов. Непосредственное участие предприятий в образовательном процессе повышает практикоориентированность высшего образования, обеспечивает соответствие знаний и навыков выпускников требованиям рынка труда, подчеркнул он.

      Предложения относительно механизмов поддержки развития системы профессиональной подготовки кадров в сфере ИТ также высказали член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дина Оюн, член комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, заместитель директора Департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Абрашкин, генеральный директор 1С Борис Нуралиев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев, генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир, руководители ведущих российских вузов, представители бизнес-структур и некоммерческих организаций IT-сферы.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.Для справки

Пресс-служба АНО  «Национальное агентство развития квалификаций»