Образовательная модель ФосАгро может быть взята на вооружение при формировании производственных кластеров в России


Такую рекомендацию Правительству РФ на днях дал профильный Комитет Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре по итогам выездного заседания в Кировске. В частности, он предложил учесть опыт ФосАгро в сфере подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров по образовательной вертикали «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» при формировании федерального проекта «Профессионалитет» и образовательно-производственных кластеров в ключевых отраслях промышленности — химической, легкой, металлургической и др. Известно также, что в ходе визита в Мурманскую область участники выездного заседания Комитета на примере Кировска и Апатитов познакомились с благотворительными проектами компании в сфере поддержки образования, профориентации, детско-юношеского спорта и духовного развития ПАО «ФосАгро», одного из глобальных лидеров отечественной индустрии разработки и производства минеральных комплексов удобрений.

    Ежегодно компания направляет порядка 4,5 млрд рублей на благотворительную деятельность в регионах присутствия компании. Основной вектор этой работы  - реализация комплексных  проектов в сфере образования и профориентации. В совокупности все эти проекты и составляют образовательную вертикаль   «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие». Так, например, в Кировско-Апатитском районе Мурманской области сегодня работают две «ФосАгро-школы», в каждой из них открыты «ФосАгро-классы», в сфере среднего профессионального образования действует филиал Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) в городе Кировске, и филиал вуза  МАГУ в городе Апатиты. Но и этим карьерные перспективы для выпускников школ – участниц программы ФосАгро «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» не исчерпываются: наиболее успешная талантливая молодежь имеет все шансы продолжить обучение в 30 ведущих вузах страны, с которыми у ФосАгро выстроены партнерские отношения. Среди высших школ у лидера химпрома, например, старейший технический вуз России  - Санкт-Петербургский горный университет. Большое внимание в образовательном процессе компания уделяет преподавательским кадрам и оснащению учебных аудиторий: с детьми работает высококвалифицированный преподавательский состав и уже  на уровне школьных уроков  лекционные и практические занятия проходят в современных аудиториях и лабораториях.
    Сегодня в подшефных школах компании в пяти городах страны обучаются порядка 6000 детей. В старших «ФосАгро-классах» делается особый акцент на точных и естественных науках. В качестве привлеченных педагогов спецкурсы для детей читают преподаватели ведущих технических вузов. В прошлом году 95% выпускников «ФосАгро-классов» успешно поступили в университеты. Больше половины отдали предпочтение техническим специальностям.
«Конечно, сотрудничество ФосАгро с образовательными учреждениями не ограничивается сферой профессионального образования. Наши усилия направлены на воспитание специалиста от детского сада и школы до вуза, а также его последующую адаптацию на производстве. На это нацелена вся наша модель поддержки образования «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие», которую мы выстраиваем с 2013 года.  Профориентационная работа вместе с дополнительным образованием, занятиями спортом и творчеством начинается в подшефных детских садах компании. В рамках проекта «Детям России – Образование, Здоровье и Духовность» (ДРОЗД) ребята гармонично развиваются. Затем они приходят в «ФосАгро-школы», где созданы прекрасные условия для обучения», - рассказывает генеральный директор ПАО «ФосАгро» Андрей Андреевич Гурьев.
    Интересно, что изначально первой и базовой  ступенью образовательной вертикали ФосАгро была  платформа ДРОЗД, созданная компанией более 20 лет назад. Ее ключевой задачей было формирование интересного и полезного досуга для  детей и подростков промышленных городов, в котором много спорта и творчества. За основу в разработке методик ДРОЗДа был взят опыт московской школы «Самбо-70».

«В 2001 году филиал школы «Самбо – 70» открылся в Апатитах. Это был первый шаг к старту нашего большого проекта. Вместе мы создали образовательные методики, на которых и сегодня строится работа центров ДРОЗД. ДРОЗД родился здесь, в Заполярье. Прошел проверку на прочность. А затем шагнул в Череповец, Балаково и Волхов. Сейчас это ключевой социальный проект ФосАгро, в рамках которого дополнительное образование совмещается с профориентацией, занятиями физической культурой и спортом, а также духовно-нравственным развитием подрастающего поколения», -  поясняет  заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» Андрей Григорьевич Гурьев, главный инициатор проекта ДРОЗД.

    От реализации образовательной модели «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие», безусловно, выигрывает и сама компания Фосагро: она растить кадровый потенциал с особой заботой и вниманием и получает достойные и исключительные результаты - увлеченную и мотивированную молодежь, которая искренне верна своей компании. Только за последние три года более 50 выпускников образовательной модели компании пришли работать на предприятия ФосАгро, в том числе и в Кировский филиал АО «Апатит». И с каждым годом это число стремительно растёт.

     В ходе выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что прорывные проекты в области образования, которые заслужили высоких оценок членов Совета Федерации, реализованы в партнерстве Правительства области и ключевых компаний региона. Он подчеркнул, что на примере работы ФосАгро с учреждениями образования, детского и юношеского спорта происходит переосмысление, с учетом новых принципов и новых подходов, лучшего советского опыта, когда градообразующее предприятие «по-настоящему отвечает за свой город».
    Оценивая итоги визита в Мурманскую область заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Константин Косачев рассказал журналистам, что члены профильного комитета много слышали о передовых практиках в области дополнительного и профессионального образования, которые наработаны в Мурманской области: «С учетом специфики комитета, мы сконцентрировались на государственно-частном партнерстве, которое реализуется в сфере образования, и прежде всего в области профессионального образования. Скажу без преувеличения, что этот опыт здесь, в Кировске, совершенно точно на передовых позициях. Он опережает те наработки, которые, существуют в других субъектах Федерации. Мы убедились в том, что образовательная модель, благодаря которой вчерашние школьники поступают в профессиональные училища и вузы и остаются работать, строить карьеру в своем регионе, работает на деле. И главная наша рекомендация в адрес Правительства и в адрес федеральных министерств будет заключаться в том, чтобы самым внимательным образом этот опыт изучить, освоить и распространить».

   «Мы ознакомились с теми практиками, которые сегодня есть в Мурманской области именно по профориентации, по поддержке подготовки кадров. С опытом ребят, которые закончили «ФосАгро-классы», подшефный колледж и вуз и начали свой трудовой путь на предприятии. Пример этих молодых людей говорит, что эта программа эффективно работает», -отметила председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Татьяна Петрова,
Пресс-секретарь
Российского Союза химиков