Мария Иванова: «Кадры — краеугольный камень развития страны и основной вектор социальной политики…»


ivanova.jpg

В преддверии весеннего и самого многообещающего для лучшей половины человечества праздника — Международного женского дня — первый вице-президент Российского Союза химиков, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса (СПК) Мария Иванова дала эксклюзивное интервью журналу «Химагрегаты». Центральной темой для разговора стали вопросы подготовки кадров для современного химпрома: проблемы, перспективы и точки роста, а также предметные области для работы профильного СПК по направлению развития профессиональных стандартов в химии. 

«Если вы думаете, что в каждом человеке можно найти что–то хорошее, значит, вы никогда не работали с кадрами», — шутят опытные кадровики. Мария Сергеевна, а на Ваш взгляд, как обстоят дела со специалистами в современной химической промышленности?

— (Улыбаясь) С кадрами у нас все гораздо лучше, чем в Вашей шутке.Ядром любого бизнеса является человеческий капитал, и качество выпускаемой продукции напрямую зависит не только от характеристик исходного сырья и применяемой технологии, но и от уровня компетенций сотрудников разного уровня.Речь идет и о рабочих, и о руководящих составах любой компании и производства. Из положительных аспектов — в нашей стране многоуровневая кадровая политика уже давно стала прерогативой не только государства, но и самого бизнеса, причем с высоким КПД. На первый взгляд, мы уже имеем сложившуюся картину рынка труда химического и
биотехнологического комплекса, но это только кажется, и основной объем работ нам предстоит выполнить. Подготовка кадров для химпрома должна стать непрерывной в пределах всей географии страны, организационно и идейно выстроенной с учетом всех современных возможностей развития человеческого потенциала, начиная со школьной скамьи. Только так мы получим новых менделеевых и ломоносовых.А задача высшего образования сегодня — стать максимально восприимчивым к запросам времени и бизнеса. Первые действенные шаги в этом направлении мы делаем, в большей части, по линии СПК, создавая современные профессиональные стандарты для химического и биотехнологического комплекса.

А есть ли у молодежи сегодня наглядные стимулы идти в химики, пользуются ли отраслевые специальности популярностью, сравнимой, например, с той, что была в годы хрущевской оттепели, когда тысячи юных умов грезили химическими профессиями и безграничными возможностями, открытыми благодаря государственной стратегии химизации народного хозяйства? Стоит ли в ближайшее время ожидать мощного притока молодых и перспективных на предприятия отрасли?

— Каждое время рождает своих кумиров, это закономерно. Наши профессии, по большому счету, никогда не были в забвении, разве что, в лихие 90–ые, когда разруха и дисбаланс были повсюду — и в образовании, и на производствах. В последние пять лет мы фиксируем возросший интерес школьников к химии, а также уверенное лидерство наших юных дарований на международных олимпиадах. Во многом мы склонны это связывать с популяризацией инженерных химических профессий через каналы крупных федеральных проектов, а также с активностью бизнеса в этом вопросе, который и доучивает, и профориентирует молодежь и собственный персонал своими силами. Сегодня в химической промышленности трудятся свыше 600 тыс.человек, и, как ожидается, число это будет расти.

8a580254-c44d-4cb0-8fba-22400d580c51.jpg  ef8c1991-6aa0-454e-b896-4b05fba69071.jpg
                                            Фото: первый вице-президент РСХ с молодым активом "СИБУР"

Оптимистично, но СМИ пугают нас обратной стороной цифровизации — роботизацией, а, следовательно, неизбежными сокращениями рабочих мест в производственной сфере.

— В пользу моей точки зрения результаты 30 последних инвестиционных проектов в химической промышленности, которые были реализованы при поддержке Минпромторга России в минувшем году и обеспечили рабочими местами 2,8 тыс.человек. Крупнейшие из них — производство аммиака «ЕвроХим» в Кингисеппе; агрегат азотной кислоты на Акроне в Великом Новгороде;цех по производству ЦМК–шин в Татарстане. Отдельно стоит отметить уникальный крупнейший проект в современной истории России, который реализует СИБУР в течение последних 5 лет — «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, общая численность персонала здесь составляет свыше 4,8 тыс.
человек. Такие цифры требуют внимательного отношения к вопросу подготовки кадров, и в этом направлении, конечно, возможны определенные сложности и нестыковки.
Что же касается современных трендов на цифровизацию и роботизацию, то их цель — повышение надежности и эффективности управления технологическими процесса-
ми, что позволяет максимально исключить аварии, риски, ошибки персонала и нерациональные действия в условиях сложных и опасных производств. Человеку в этой новой системе предстоит занять первостепенное место, овладев техникой управления и контроля машин, выполняющих за него наиболее рутинную, опасную и высокоточную работу.

Поясните, пожалуйста, такой момент: представители химических производств нередко говорят о кадровом голоде, дефиците квалифицированных работников низового звена. В чем причины сложившейся ситуации?

— Не секрет, что работодатели высказывают недовольство уровнем подготовки молодых выпускников, при этом существует очевидная нехватка специалистов определенных квалификаций практически во всех отраслях химкомплекса. Примером может служить озвученная на VIIМосковском Международном Химическом Форуме обеспокоенность руководства целого ряда компаний лакокрасочной индустрии, связанная со сложностью дальнейшего развития отрасли без профессионалов, способных грамотно вести технологические процессы. Кадровый голод затрагивает, прежде всего, рабочие специальности: сегодня крайне востребованы аппаратчики и операторы в химических технологиях, переработке отходов и полимеров, а также в производстве упаковок, волокон и нитей. Причин такого дефицита несколько: прежде всего, это невысокий уровень оплаты труда. Второй фактор — отсутствие комплексной федеральной системы профориентации и яркой информационной программы, создающей новый образ отечественного химпрома как высокотехнологичного, динамичного и чистого производства, являющегося локомотивом современной науки, промышленности и бизнеса. Не секрет, что пока в сознании многих химпром ассоциируется с иными картинами, доставшимися в наследство из прошлого. Да, информация о современных химических предприятиях открыта и доступна, но сомневаюсь, что молодой человек обращается к ней, выбирая рабочую специальность. Нам нужны действенные каналы популяризации современных рабочих профессий — в блогосфере, в кинематографе, на всех информационных уровнях.Третий фактор, способствующий дефициту квалифицированных рабочих, — нехватка актуальных и интересных программ профессиональной подготовки и эффективных программ наставничества. Хочу подчеркнуть, все эти негативные факторы удается преодолеть некоторым нашим компаниям на частном, региональном уровне, но поддержка отрасли необходима со стороны государства в целом, должен сложиться системный подход к подготовке необходимых химпрому специалистов, причём на всех этапах обучения, начиная со школьной скамьи.

А как дела обстоят с «белыми во ротничками»? В одном из интервью Вы сказали, что инженерные специальности в современной России крайне нуждаются в более детальной проработке, поскольку не учитывают всей потенциальной глубины современного производства.

— Если не брать во внимание мощную позитивную трансформацию и обновление базового ВУЗа химической промышленности — РХТУ им. Д.И. Менделеева за последние
три года, и бесспорного лидера в подготовке научных кадров — Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, то ситуация в целом по стране по–прежнему не такая радужная. Нельзя отрицать факты многолетнего отставания системы образования от реальных потребностей рынка труда, физически и морально устаревших образовательных программ и учебных пособий; слабой материально–технической оснащенности ВУЗов и СУЗов; отсутствия своевременных стажировок на предприятия
профессорско–преподавательскихсоставов. Те же проблемы наблюдаются в различных отраслях промышленности, не только в химпроме. Основные компании–гиганты на
базе своих корпоративных колледжей и университетов во многом справляются с этими сложностями. Показательны примеры образовательных программ «СИБУРа», «Евро-хима», «ФосАгро» и других вертикально–интегрированных компаний, составленных с учетом самых высоких мировых требований, с использованием международных практик и освоением опыта работы на самом лучшем и даже уникальном единичном оборудовании. Большое внимание уделяется развитию междисциплинарных компетенций, знанию иностранного языка, базовых цифровых инструментов и возможностей личностного и карьерного роста и развития. Одним словом, ведущие работодатели несут колоссальные затраты и готовят универсального высококвалифицированного бойца, способного оперативно решить любую сложность, вовремя среагировать на любые чрезвычайные ситуации, способного всегда учиться и развиваться. У предприятий, представленных в сегменте среднего и малого бизнеса, возможностей вкладывать столько средств в формирование кадрового резерва практически нет. Также стоит помнить, что самые выдающие и талантливые студенты и молодые специалисты, конечно, вряд ли будут испытывать проблемы с трудоустройством, но выпускники — это не только отличники. И очень грустно, когда специалист с высшим химическим образованием после «вышки» идет работать не по специальности. Поэтому нужно выращивать не только таланты, но и крепкий базовый состав с хорошими знаниями и практическими навыками.

 Но как устранить образовательный разрыв между знаниями, которые дают высшая и средняя школа, и умениями, востребованными на современных химических
производствах?

— На мой взгляд, это сложно, но можно. Ситуация медленно меняется к лучшему: работодатели и образовательные организации уже начали предметный разговор, формулируя друг для друга пожелания и рекомендации. И СПК химического и биотехнологического комплекса сыграл в этом определяющую роль. Общим драйвером изменений, на мой взгляд, стало развитие современной Национальной системы квалификаций, основанной на профессиональных стандартах (профстандарты, ПС). К слову сказать, эта огромная работа осуществляется вот уже 5 лет непосредственно под руководством Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) с методической поддержкой Национального Агентства Развития Квалификаций (НАРК). Фактически, разработанный совместно с бизнесом профстандарт — это прямая заявка на получение желаемых специалистов, а, следовательно, и рабочих систем для их подготовки, так как в ПС мы закладываем все основные требования к знаниям и умениям, а также трудовые функции по специальности.

встреча экспертов РСХ.jpg
                                                                                                       Фото:  Рабочая встреча экспертов СПК

Есть ли результаты проделанной работы, и каковы основные векторы работы Совета по профессиональным квалификациям?

— Основные задачи СПК — мониторинг рынка труда, организация разработки необходимых современных профессиональных стандартов, формирование перечня квалификаций и центров независимой оценки этих квалификаций, согласование образовательных стандартов и программ на соответствие профстандартам или требованиям рынка труда, а также осуществление процедуры профессионально–общественной аккредитации. Наш отраслевой СПК химического и биотехнологического комплекса был создан в 2016–ом году. По всем обозначенным направлениям мы имеем как успехи, так и точки для дальнейшего роста. В начале текущего года произошло обновление персонального состава Совета, и теперь в него входят руководители всех лидирующих компаний химической и нефтехимической промышленности, а также ведущих отраслевых ассоциаций и ВУЗов: «СИБУР», «ФосАгро», «Еврохим», «Уралхим», «Акрон», «Нижнекамснефтехим», РХТУ им. Д.И. Менделеева, Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, ЦентрЛак, Росхимпрофсоюз и др. Так что и теория, и практика, и здравый смысл, наконец, встретились. Помимо разработанных и утвержденных экспертами и методистами нашего СПК профессиональныхстандартов биотехнологического профиля, в минувшем году мы подготовили проекты профстандартов для рынка производства минеральных удобрений, парфюмерно–косметической индустрии, биологически–активных веществ и полимерных изделий. В настоящее время эти ПС проходят процедуры согласования и утверждения. В текущем году при поддержке ВНИИ Труда Минтруда РФ запланирована работа по основным востребованным и перспективным направлениям для полимерной промышленности, производства лакокрасочных материалов, клеев и герметиков, особо чистых веществ. Пилотными центрами оценки квалификаций уже стали площадки в Казани и в Уфе. В 2020–ом году в планах запустить аналогичные ЦОК в Волгограде и Ярославле. Особое внимание получит вопрос развития сети центров оценки квалификаций. Из последнего, отдельно хочу отметить работу над созданием профессионального стандарта одной из самых массовых специальностей в химии — «Лаборант химического анализа». Проект разрабатывался экспертами всех отраслей химкомплекса, так как является одним из самых объемных в отрасли. Сейчас идёт процедура согласования со всеми стейкхолдкрами и далее начнётся разработка перечня квалификаций. Именно для развития этого направления Российский Союз химиков проведет всероссийский конкурс профмастерства «Лучший лаборант химического анализа 2020».

Мария Сергеевна, наша встреча состоялась в преддверии весны и праздника 8 марта, так что не хочется упускать этот момент. Чтобы Вы пожелали своим коллегам, нашим читательницам, милым дамам, специалистам производств химической и нефтеперерабатывающей отрасли, которые сегодня находятся в настоящем эпицентре самых волнующих событий Весны?

— Мое пожелание всем женщинам — а их у нас в химии более 50% — предельно простое: пусть в вашей жизни будет больше добра, любви, тепла, чтобы хватало сил на
все, и рабочие, и личные проекты.

Интервью подготовила Татьяна Петрова,
Пресс–секретарь Российского Союза химиков